ПОРТАЛ СОЮЗА ЛИФТОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ - все об эксплуатации и обслуживании лифтов


Наши координаты

8-499-164-36-65
8-903-565-52-88

E-mail: emails

Современные тенденции совершенствования конструкции лифтового оборудования

В мировой практике гидравлические лифты занимают достойное место и имеют хорошие перспективы расширения рынка сбыта. От 30 до 70% (в зависимости от страны) мирового рынка составляют гидравлические лифты. Основными производителями узлов гидравлического оборудования являются фирмы GMV, MORIS, Beringer Hydraulic AG и др., которые гарантируют высокое качество продукции.

Изготовление современных гидравлических лифтов базируется на широкой кооперации и специализации производства. Современный гидравлический лифт является системой с замкнутой линией циркуляции рабочей жидкости. Основу конструкции гидравлических лифтов составляет механизм подъема на основе гидроцилиндра, который действует на кабину непосредственно, через канатный или цепной мультипликатор.

При подъеме кабины жидкость забирается насосом из резервуара и под давлением направляется в цилиндр. При спуске - возвращается в резервуар под действием силы тяжести кабины через дросселирующие клапаны.

Гидропривод типового лифта, кроме гидроцилиндра, включает гидроагрегат, в состав которого входит бак для рабочей жидкости, насос с электроприводом и клапанное распределительное устройство гидравлической схемы управления потоком рабочей жидкости. Управление движением кабины лифта осуществляется микропроцессорным контроллером, взаимодействующим с электроуправляемыми клапанами гидравлической схемы и датчиками контроля положения кабины.

Гидравлическая схема управления оборудуется защитными устройствами, ограничивающими давление рабочей жидкости на допустимом уровне и предотвращающими возможность падения кабины в случае аварийного разрыва напорного трубопровода или утечки жидкости.

Степень сложности гидропривода и системы управления определяется специфическими требованиями к конкретному типу лифта с учетом его назначения. Гидроагрегат и станция управления могут располагаться на удалении от шахты лифта на 10 - 15 м в специальном закрываемом помещении небольших размеров. Обычно гидравлический лифт проектируется на 2 - 6 остановок и перемещается со скоростью 0,15 - 1 м/сек., хотя в некоторых случаях технические возможности позволяют ему двигаться со значительно большей скоростью.
Не представляет особых проблем создание гидравлических лифтов практически любой грузоподъемности от 15 кг до нескольких тонн. Отличительной особенностью гидравлических лифтов массовых моделей является установка купе на несущей раме консольного типа. Консольная установка купе обеспечивает оперативный учет различных требований заказчиков относительно характера размещения дверей. Для установки лифта этого типа требуется только одна фундаментальная стена, и вся нагрузка передается на фундамент приямка шахты.

На гидравлических лифтах с канатными или цепными мультипликаторами устанавливаются ловители, которые включаются от ограничителя скорости и устройств контроля натяжения канатов подвески. Наряду с механической системой ловителей в гидравлических лифтах применяются специальные устройства безопасности, являющиеся составной частью гидравлического оборудования. В целях экономии энергии на гидравлических лифтах в ряде случаев может использоваться противовес, частично уравновешивающий силу тяжести порожней кабины так, чтобы неуравновешенной части силы тяжести хватило для преодоления механических и гидравлических сопротивлений при спуске кабины.

Недостатком лифта с противовесом является некоторое усложнение конструкции в связи с необходимостью установки дополнительных направляющих и отклоняющего блока под перекрытием шахты. Экономия энергии может быть достигнута более рациональным путем - на основе применения гидравлического аккумулятора. На рис.1 приведена схема лифта с гидравлическим аккумулятором, разработанная фирмой BUCHER HYDRAULICS. При таком решении, кроме уменьшения необходимой мощности привода насоса, значительно уменьшился необходимый объем рабочей жидкости. Значительно снижается выделение тепловой энергии и отпадает необходимость в установке теплообменника. При спуске кабины происходит зарядка аккумулятора. В режиме подъема запасенная аккумулятором энергия рабочей жидкости вместе с насосом работает на подъем кабины. Приведенная на рис.2 схема упрощенно иллюстрирует работу лифта с гидравлическим аккумулятором при подъеме (a) и спуске кабины (b).

Совершенствование конструкции гидравлической схемы привода лифта также может существенно снизить потребление энергии. Примером такого решения может служить конструкция гидропривода SATURNa, разработанная специалистами швейцарской фирмы Beringer.
В этой конструкции применяется блок реверсивных клапанов и частотно регулируемый мотор насоса с переменным направлением потока, работающий при подъеме и опускании кабины.

В гидравлической схеме SATURNa значительно снижена доля участия процесса дросселирования в обеспечении графика движения кабины, как при подъеме, так и при спуске. Это позволило заметно повысить экономию энергии при работе лифта. В последние годы появилось новое направление в лифтостроении. Возникла потребность в разработке специальных конструкций для транспортировки людей с ограниченной подвижностью и на инвалидных колясках. В ответ на назревшую необходимость за рубежом появилось большое разнообразие конструкций лифтов для инвалидов. Аналогичные конструкции стали производиться и отечественными предприятиями. В настоящее время большое внимание уделяется совершенствованию конструкции других узлов лифтового оборудования, включая средства обеспечения безопасности пассажиров. Совершенствуются системы управления работой лифтов и технические средства службы сервиса. Не остается без внимания конструкция привода автоматических дверей кабины. Появление электропривода с частотным регулированием позволило более широко использовать линейную кинематику механизмов привода дверей.

Постепенно уходят в прошлое достаточно сложные конструкции, обеспечивающие синусоидальный закон изменения скорости створок за счет кинематики механизма (с отводным роликом и т.п.). Идет поиск новых конструктивных решений. Иллюстрацией может служить конструкция привода дверей кабины с гидроприводом на основе применения гидроцилиндра двустороннего действия и реверсивного насоса с замкнутой циркуляцией рабочей жидкости (рис.3). Конструкция была представлена американской фирмой VERTISYS. Она отличается компактностью, простотой сборки и технического обслуживания. Привод состоит из реверсируемого гидронасоса, приводимого в действие мотором переменного 3-фазного тока. Система управления работой привода гарантирует плавное изменение скорости на пути не более 51 мм. Количество рабочей жидкости, циркулирующей в гидросистеме, не превышает 0,9 кг. В устройстве управления предусмотрены переливные клапаны управления, управляющие открытием и закрытием створок. Поршень с тефлоновым уплотнением перемещается внутри цилиндра и передает движение каретке створки. На направляющих линейках в конце хода створок установлены упоры. Мы рассмотрели довольно небольшую часть вопросов совершенствования конструкций лифтового оборудования, но даже этот короткий обзор показал, что лифтостроение идет в ногу с техническим прогрессом. Работы по совершенствованию конструкций лифтового оборудования успешно продолжаются. Они охватывают широкий круг проблем, связанных с совершенствованием систем управления, средств оперативной диагностики и диспетчеризации на базе компьютерных технологий. Технический прогресс в смежных отраслях открывает конструкторам лифтового оборудования новые возможности и предопределяет появление новых, порой неожиданных технических решений. Будущее создается сегодня и его основные черты трудно прогнозировать.

конструкция лифтового оборудования

Рис. 1. Лифт с гидравлическим аккумулятором: 1 - блок управления с частотным преобразователем и баком для рабочей жидкости; 2 - насос с приводным двигателем; 3 - гидроаккумулятор; 4 - направляющие кабины; 5 - рама кабины; 6 - гидроцилиндр; 7 - подвижной блок канатного мультиклапана; 8 - тяговые канаты; 9 - неподвижный отклоняющий блок.

Рис. 2. Схема работы лифта с гидравлическим аккумулятором: а - при подъеме; б - при опускании.

Рис. 3. Гидропривод автоматических раздвижных дверей кабины.

Г. Г. Архангельский, канд.техн.наук, профессор кафедры "Строительные и подъемно-транспортные машины" МГСУ, г. Москва

"Лифтсоюз" - профессиональный монтаж лифтов, любой техническое обслуживание лифтового оборудования в городе Москве и Московской области.